Они включают в себя следующие компоненты:
- Структурные якоря, которые надежно закреплены на конструкции (здании), или анкерные устройства, состоящие из элементов или компонентов, содержащих анкерную точку или точки;
- Якорные канаты;
- Точка крепления позиционирующего устройства на канатах, указанная производителем;
- Устройство позиционирования на канате, которое устанавливается на якорный канат соответствующего диаметра и типа, и позволяет пользователю изменять свое положение на этом канате;
- Спасательный круг;
- Устройство позиционирования на веревке спасательной системы, тип А (устройство контроля освобождения), которое сопровождает пользователя во время изменения положения и автоматически фиксируется на веревке при статической или динамической нагрузке;
- Обвязка;
- Амортизатор.
Существуют два типа устройств позиционирования для работы с системами канатного доступа. Первый тип - устройство позиционирования типа В, которое используется для подъема по канату типа В и управляется вручную. Оно фиксируется на якорной веревке при нагрузке в одном направлении и свободно перемещается в противоположном направлении. Устройства типа В всегда используются вместе с устройством типа А, прикрепленным к спасательной веревке. Второй тип - устройство позиционирования типа С, которое используется для спуска по анкерному канату и также управляется вручную. Оно создает трение, позволяющее пользователю контролировать движение вниз и останавливаться "без рук" в любом месте рабочей веревки. Устройства типа С также всегда используются вместе с устройством типа А, прикрепленным к спасательной веревке. В работе с системами канатного доступа необходимо использовать спасательную систему, состоящую из анкерного устройства, спасательной веревки и соединительной подсистемы, которая может включать в себя гибкий или фиксированный анкерный канат, амортизатор, ремни, веревки и карабины.
Одновременное использование одной веревки для спасательной системы и системы канатного доступа запрещено. При использовании системы канатного доступа рабочий должен быть соединен с анкерными канатами обеих систем без провисания якорного каната или соединительных ремней. Гибкие анкерные канаты в системах канатного доступа должны соответствовать ГОСТ EN 1891 по прочностным и динамическим свойствам. Концы канатов должны быть оснащены стопорными узлами для предотвращения разъединения спасательной линии и спускового устройства. Если длина веревки больше, чем перепад высот, излишек веревки следует оставить сжатым в верхней части вблизи точек крепления. Защитные приспособления необходимо использовать в местах, где веревка может быть повреждена или защемлена. Перед использованием анкерных канатов рабочий должен убедиться, что они закреплены и что ими не пользуется другой рабочий, а также проверить свои средства индивидуальной защиты от падения и работоспособность оборудования. Эксплуатация системы канатного доступа допускается только после выполнения всех подготовительных мероприятий и мер безопасности.
Часто для спуска на рабочее место используются анкерные канаты. Прежде чем начать спуск, рабочему может потребоваться перелезть через край крыши или платформы. Важно, чтобы спуск был плавным и аккуратным, без резких движений. Необходимо следить за тем, чтобы спусковое устройство, карабины и другое оборудование находились под правильным углом и не подвергались излишней нагрузке. Чтобы защитить швартовные линии и стропы на повороте, рекомендуется использовать подножки.
Если погодные условия ухудшаются или возникают другие опасности, работы на высоте должны быть приостановлены. Если рабочий не может самостоятельно спуститься с высоты из-за травмы или плохого самочувствия, необходимо предусмотреть заранее разработанный план спасения.
Этапы монтажа канатной системы
Первым шагом рабочий надевает специальную обвязку с встроенными ремнями и элементами для работы в сидячем положении. Затем работник закрепляет наездника на обвязке к точкам A на груди и спине. Далее рабочий прикрепляет устройство для спуска и позиционирования на веревке к точке B на обвязке (поясной ремень). Работник также оснащает свою спусковую обвязку зажимами для веревки типа "кроль/жумар". Наконец, рабочий прикрепляет рабочую и страховочную веревку к точкам крепления, которые должны выдерживать максимальную нагрузку 12 кН без разрыва.